Вся правда из блогосферы на UAINFO

понедельник, 28 февраля 2011 г.

Облегченные реформы Януковича - Transitions Online


Прошел год с инаугурации Виктора Януковича на посту Президента Украины, и многие из худших прогнозов оправдались. На момент его избрания, многие, в том числе и Transitions Online, интересовались, сможет ли Янукович привнести стабильность и прогресс после многих лет препирательств и провалившихся реформ от ветеранов оранжевой революции. «Некоторые даже считают, что Янукович, более предсказуемый и менее оппортунистический, чем Юлия Тимошенко, может быть лучшей ставкой, чтобы на самом деле добиться преобразований», - писали Transitions Online тогда.

Давайте пока отложим в сторону отход от демократии, который подробно рассмотрен средствами массовой информации в прошедшем году: скоординированные преследования лидеров оппозиции, концентрация большей власти в руках президента, усиление цензуры в СМИ и атаки на «недружественные» неправительственные организации. Все это привело к снижению статуса Украины в рейтинге Freedom House от "свободной" к «частично свободной».

Сторонники Президента оправдывают действия этого типа, как правило, стремлением к «стабильности». «Период правления Ющенка показал украинцам, что наша страна не готова к улучшению политической системы, основанной на балансе сил", - заявил в прошлом году Юрий Мирошниченко, представитель Президента в парламенте. - "Наиболее эффективная модель на сегодняшний день для Украины является авторитаризм, то есть система с принятием решений в одной точке. В противном случае не будет никаких реформ, только борьба за власть».

Сергея Сидоренко пишет, что результат прошлого года состоит в том, что Янукович и его команда достигли своей драгоценной стабильности и устранили какие-либо серьезные препятствия со своего пути: верное большинство в парламенте и контроль над Конституционным судом и остальной судебной системой, правоохранительными органами и большинством местных органов власти. Оппозиция также достаточно нейтрализована (и сама себя нейтрализовала), чтобы не оказывать значительного сопротивления. Не имея других политических альтернатив и увидев стабильность после стольких лет распрей, украинцы продолжают давать Януковичу достаточно высокий политический рейтинг.

Теоретически, эта ситуация идеальна для введения трезвым реформатором шоковой терапии для страны, остро нуждающейся в капитальных изменениях. Однако ничего подобного не произошло. Президент и его фан-клуб продолжают рекламировать каждый закон, как «реформу», но новое законодательство еще не ввело системных и структурных изменений. Вместо этого в законотворчестве просматриваются типичные попытки зацементировать власть нынешнего режима и его сторонников (читай «олигархов»).

Несколько примеров: новый Налоговый кодекс был представлен как попытка модернизации и рационализации налоговой системы, но вместо этого расширил полномочия налоговой полиции (и дополнительные возможности для коррупции). Более того, "реформа" безжалостно ударила новыми правилами по малому и среднему бизнесу. В данное время мелкие предприниматели – те, кто является основой среднего класса - производят небольшой процент от ВВП страны (примерно 10 процентов по сравнению с типичным показателем между 50 и 60 процентами в странах ЕС), и теперь их станет еще меньше. И наоборот, по словам критиков, различные налоговые льготы принесут пользу большей частью крупному бизнесу и богатым. Это также вероятный результат изменений в законе о государственных закупках страны. Несмотря на обещания не размывать закон (принятый в прошлом году), парламент ввел новые способы обойти тендеры, вызвав этим у ЕС такую ярость, что миллионы долларов помощи были временно приостановлены.

Правительство также раздуло так называемую административную реформу, сократившей число регуляторных органов с более чем 100 до нескольких десятков. Но эти изменения не сопровождались серьезными усилиями по повышению эффективности и преодолению бюрократии. В целом, количество задач, закрепленных за государственными учреждениями, не уменьшилось, а просто было перераспределено. Схожим образом, некоторые министерства были ликвидированы, но бывшие министерства стали новыми департаментами существующих министерств (они были объединены) или повторно образовали новые государственные агентства или комитеты. Бывшие министры не потеряли свои рабочие места, а были назначены новыми заместителями министров или руководителями новых департаментов. Некоторое сокращение персонала было выполнено, но на самом низком уровне иерархии и затронуло преимущественно молодых и неравнодушных служащих - именно тех, кого правительство должно беречь.

Во время прошлогодней предвыборной гонки некоторые аналитики считали, что олигархи сами будут подталкивать своего фронтмена к улучшению отношений с Брюсселем, поскольку нуждаются в новых рынках сбыта для своих товаров, и, в общем, хотели бы представить Украину «европейской». Тем не менее, даже если эти богачи-бизнесмены видят, как нововведения, такие как новый налоговый кодекс, помогают им стать еще богаче, все же сомнительно, что они будут играть прогрессивную роль. То же самое можно сказать и о Партии регионов Януковича, реакционном сборе экс-коммунистов, дружбанов из родной для Президента Донецкой области, и других личностей, еще менее заинтересованных в изменении коррумпированной системы. Теперь ответственные еще и за бюрократию, партийные чиновники, вероятно, найдут самый короткий и легкий путь к своей доле пирога.

Вопрос теперь стоит так - было ли хоть когда-либо реальным думать, что стабильность при Януковиче может привести к действительным реформам. Основные проблемы, стоящие перед экономикой (коррупция, запутанная нормативно-правовая база, высокие налоги), и проблемы, стоящие перед государственной администрацией (опять же коррупция, непрозрачность, отсутствие ответственности), не были устранены. Человек, источник его власти, система в целом - все это может представлять слишком много препятствий на пути перемен. Но когда такой объем власти сосредоточен в одном человеке, лучше, если этот человек настроен на реформирование и понимает, как современные европейские страны должны выглядеть. Учитывая окружение Януковича и его предыдущую карьеру, это никогда не было правдоподобным. 

Маргарита Котова
UAINFO



По материалам Transitions Online

Комментариев нет:

Отправить комментарий