В субботу 20 февраля в киевском клубе «Культ Ра» прошла презентация «Українсько-російського словника». Реч идёт не о академическом языковедческом издании, а про книгу известного донецкого поэта Алексея Чупы (rozbishaka.livejournal.com), одиозного (без преувеличения) организатора акций направленных на взбудораживание простых обывателей.
Презентация собрала немалое количество зрителей, что приятно удивило даже самого автора. Разумеется массовость создавали не так называемые «донецкие», количество которых за последний год в Киеве увеличилось до критического, пришедших послушать поэта-земляка (хотя представители Донбасса и присутствовали). Как-раз таки наоборот, Чупа один из тех, кто в том же Донецке представляет баррикаду сопротивления повсеместному обескультуриванию и обыдливания народа теми, кому выгодно и далее представлять Донбасс, как дикий край люмпенов и криминалитета.
Большое количество пришедших на презентацию объясняется несколькими факторами. Во первых Алексея Чупу называют визитной карточкой современной донецкой поэзии. В украинской литературной жизни, он всегда ,был несменяемым надёжным представителем Донбасса твёрдо и непоколебимо отстаивая его культурные позиции на карте страны. И не смотря на промышленный характер края и профессию самого автора (Алексей работает на Макеевском металлургическом заводе), он издал сборник, который является знаковым не только для самого Донбасса (который традиционно считается безнадёжно русифицированным), а и стал весомой частью современной украинской лирики. Сборник включил в себя, сквозь по-мужски твердый характер, неимоверно нежную лирику, не лишённую эротизма и откровенности, и при этом в ней задекларирована острая социальность и гражданская позиция.
Алексей Чупа на презентации в Культ Ра (20.02.2011) |
Кроме этого важным фактором обуславливающим интерес к Олексею Чупе стало то, что он является представителем так называемой современной литературной Донецкой тусовки с необычным названием «Чисто посидеть попеть...», ставшей легендарной не только в пределах города или региона но и по всей Украине. Движение это вряд ли можно назвать чисто литературным, так как оно собрало в себе разнообразных представителей творческого андерграунда Донецка — музыкантов, художников, молодых режиссёров и даже общественных деятелей.
Несанкционированные и разогнанные властями поэтические чтения в Донецке (2009 год) |
«Чисто посидеть попеть...» не раз подрывало сытое и самодовольное спокойствие центральных площадей Донецка дерзкими и смелыми выпадами (от беспорядочной попойки до организованной и хорошо распиаренной акции протеста), что не раз заканчивалось конфронтацией с правоохранительными органами и местными властями.
«Вікна горять жовтим,
а деякі не горять, бо стомлені.
Синоптиків справді до чорта,
і всі прогнозують повені.
Стабільний прогноз на ціни,
на вступ до єс і нато,
а станемо цвітом чи цвіллю-
важко зпрогнозувати...»
А так-как 24-х летний макеевчанин Чупа является одним из идеологических лидеров и отцов-основателей движения, то и на его презентации ожидалось что-то из ряда вон выходящее. А ожидать можно было всего чего угодно. На этот раз камерность стихочтений была прервана перестрелкой кусками торта между почитателями творчества Чупы и ожесточёнными пререканиями белорусского писателя Сергея Прилуцкого (Пістона) с администрацией заведения по поводу чрезмерно завышеных цен в меню. При этом некоторые из присутствующих демонстративно спали.
Почитатели творчества Алексея Чупы измазанные в торт |
Однако не следует путать эпатажное поведение слушателей и атмосферу с творчеством самого Алексея. Согласно аннотации составителей сборника, его стихи стоит читать детям на уроках литературы родного края – чтобы иметь возможность хоть что-то понять про местность и людей. И действительно, загадочный Донбасс, который долго прятал свою настоящую сущность под коркой промышленных ландшафтов, смогом и шпилями заводских труб, отныне имеет современный пример воспевания.
«Дівчинко тут справді важко
дихати спокійно
дівчинко тут справді чекають
до смерті
дівчинко тут все насправді…»
Алексей Чупа с женой (2010 год) |
Презентованный «Українсько-російський» можно назвать определённой вехой исходя из того, что она несёт в себе неприкрытую гражданскую позицию, через которую автор пытается раскрыть ту до сих пор не изведанную и не понятую любовь к Родине, запрятанную в Донецком крае.
«А знаєш
цю країну нам впарив знайомий драгділер
це наркотик це щось неймовірне й гидке
вляпався по самі вуха але нема ні бажання і сили зупинятись»
Вместе с тем существование таких феноменов и тенденций, как и издание самого сборника доказывает то, что в казалось бы безнадёжном Донбассе, существует интересный литературный процесс.
Олександр Демченко
охохох, даже тортом кидались.)
ОтветитьУдалитьХорошая, видать, презентация была.)